Наказание за обсчет покупателя

0
95

В соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение без согласия его владельца, являются контрафактными. Иными словами, — это подделка под известный бренд, то есть неправомочное использование чужого товарного знака. Закон также относит к контрафакту незаконное тиражирование продукции, связанной с нарушением авторских прав, книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей.

Штрафной обсчет

Важноimportant
Иными словами необходимо доказать наличие желания лица совершить обманное действие (прямой умысел) с целью извлечения какой-либо личной выгоды или пользы (корыстный мотив). Неосторожный, неумышленный, то есть совершенный по ошибке, обсчет или обвес в данном случае состава преступления не образует. Ошибка – не обман и поэтому необходимо доказать наличие только прямого умысла в совершении подобного деяния.

И в этом смысле задача представляется весьма нелегкой. На первый взгляд обсчет или обвес – очевидные факты, однако очевидны они бывают только для потребителя, а иные субъекты узнают об этом как правило только со слов обманутого потребителя. Для доказательств вины в совершении указанного правонарушения этого обычно недостаточно.

Кило влетит в копеечку

Под обманом потребителей законом подразумевается обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг) или зарегистрированными в качестве таковых. При этом, если обман потребителя совершен в небольшом размере, т.е. сумма причиненного ущерба составляет согласно закону менее 1/10 части минимального размера оплаты труда, составляющего на сегодня 83,49 руб., то ответственность наступает в административном порядке, и влечет наложение штрафа от одного до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

В украине хотят ужесточить штрафы за надувательство покупателей

Сложилась ли к настоящему моменту судебная практика по применению ст. 200 УК РФ? Что делать обманутому (обсчитанному, обвешанному) покупателю? Как доказать факт, в частности, обвешивания? Какие действия предпринять, чтобы привлечь недобросовестного продавца к ответственности? Если потребителя ввел в заблуждение относительно качества товара человек, торгующий на рынке не от лица организации и не зарегистрированный в качестве предпринимателя (пример: “кожаные” куртки, которые на самом деле оказываются совсем не кожаными), то как такое лицо привлечь к ответственности? Мошенничество? Как в таких случаях сотрудничать с органами правопорядка? Законодательство, регулирующее вопросы охраны прав потребителей, представляет собой целый ряд нормативных актов различного уровня и различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного, природоохранного и др.).

Простая арифметика роспотребнадзора: за обман ответишь

Больше всего жалоб сейчас на супермаркеты, — рассказал глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Проблема в том, что в супермаркетах огромный ассортимент товаров, они попросту не успевают обновлять ценники, из-за этого возникает разница в чеке и заявленной цене товара. Для решения этой проблемы нужно оборудовать магазины аппаратами для сканирования штрихкода, чтобы покупатель мог сам узнать реальную стоимость товара». Для уличных и рыночных торговцев повышать штрафы, по мнению эксперта, бесполезно.

Там гораздо сложнее отследить обвес. «Главная проблема для потребителей сейчас обман в банковском обслуживании, — отметил Дмитрий Янин. — Зачастую при заключении страховых или кредитных договоров, организации намеренно включают в них незаконные условия, о которых не предупреждают потребителя.

Ответственность за обман потребителя

Для того, чтобы указанные доказательства были собраны, исследованы и мотивированно изложены в протоколе об административном правонарушении или обвинительном заключении по уголовному делу (протоколе о совершенном преступлении в порядке ст. 415 УПК РСФСР), пострадавшему гражданину-потребителю необходимо обратиться к работникам милиции или с официальным заявлением в соответствующие правоохранительные органы: отделение милиции, управление по экономическим преступлениям УВД. Подробно изложив суть дела, приведя фамилии и адреса свидетелей, гражданин тем самым проявит определенные действия в защиту своих попранных прав и содействие компетентным органам. Однако, это, пожалуй, единственный способ, посредством которого потребители могут проявить сотрудничество с указанными органами.

Разъясняем законодательство

Вниманиеattention
Сферы подобных правонарушений:

  1. Торговля промышленными товарами.
  2. Продукты и общественное питание.
  3. Бытовые услуги населению.
  4. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Наказание за нарушение закона Ст. 14 КоАП РФ и ст. 200 УК РФ определяют правовую защиту интересов потребителей. Кто привлекается к ответственности, должны быть психически-вменяемыми и достигшими совершеннолетнего возраста. Если обман был неумышленным и не понес за собой сильных потерь, то этот случай не требует уголовного урегулирования.


Недобросовестные продавцы отвечают за свои действия согласно Кодексу об Административных Правонарушениях. Глава 14 посвящается правовым нарушениям в сфере производства и реализации населению товара для потребления.

За обсчет и обвес – 500 тысяч штрафа

УК РФ) предполагает безвозмездное изъятие виновным имущества (в т.ч. денег) из чужого законного владения или ведения, в то время как отдавая свои “кровные” торговцу, вы тем не менее получаете взамен хотя, возможно, и не качественное, не соответствующее предъявляемым стандартам и требованиям, но какое-то имущество, характеризуемое определенной ценностью (стоимостью). Такое действие скорее должно рассматриваться как неравноценная или злонамеренная сделка, то есть сделка, заведомо направленная против интересов одной из сторон, преследующая иные цели, а не как безвозмездное изъятие имущества (в данном случае денежных средств) с целью хищения. Обманутый участник сделки вправе ее расторгнуть по общим гражданско-правовым основаниям и потребовать возмещения убытков.

Статья 225. обман покупателей и заказчиков

Тем не менее еще остаются случаи, когда именно по злонамеренному умыслу сотрудников организации, чаще всего продавцов торговых организаций, потребители подвергаются обманным действиям в форме обвеса, обсчета, заведомого искажения информации о потребительских свойствах товара и т.п. В таких случаях законодательство не ограничивается только гражданско-правовой ответственностью организации. Указанные действия конкретных физических лиц представляют собой большую общественную опасность для граждан, чем неумышленные нарушения прав потребителя в силу неявных дефектов продаваемых товаров, некачественно выполненных работ или оказанных услуг.
По причине такой опасности защита от наиболее серьезных посягательств на права и законные интересы граждан-потребителей осуществляется в административном и уголовном порядке.

Наказание за обсчет покупателя

Так, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР и Уголовным кодексом РФ предусмотрен целый ряд виновных правонарушений, нарушающих права и законные интересы граждан-потребителей. Они включают не только ответственность за обман потребителей в виде обсчета или обвешивания, но и за ряд других нарушений, которые прямо касаются прав граждан как потребителей. К таковым, в частности, относятся нарушения правил торговли, продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, продажа товаров без документов, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, нарушение правил торговли спиртными напитками (гл.
12 КоАП РСФСР), выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Ст. 150 КоАП РСФСР и ст. 200 УК РФ предусматривает ответственность за обман потребителей.

Штраф за обсчет покупателя

Таким образом, регулирование вопросов защиты прав потребителей не ограничивается лишь хорошо известным Законом “О защите прав потребителей”. Предметом регулирования указанного закона являются правоотношения между гражданином-потребителем товаров, работ, услуг, с одной стороны, и организацией — продавцом или изготовителем товаров, исполнителем работ, лицом, оказывающим услуги, с другой стороны. Данный закон устанавливает права и обязанности сторон при заключении и исполнении ими соответствующих договоров купли-продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в личных потребительских целях и для бытовых нужд, не связанных с использованием в предпринимательской деятельности (т.е.

Инфоinfo
В силу особенностей профессии многие из продавцов великолепные психологи и быстро ориентируются в создавшейся ситуации, чтобы извлечь для себя прибыль нечестным и незаконным путем. Зарабатывая для себя дополнительные денежные средства выше представленными способами, продавцы наносят прямой материальный ущерб и непосредственный вред здоровью потребителя, которое подвергается большому риску. Да и нанесенный моральный ущерб нельзя исключать из этого списка негативных факторов влияния на человека.

Правовая защита интересов покупателей Последствия подобных действий со стороны недобросовестных продавцов губительны не только для конкретного человека, но и наносят вред обществу. Понижается продолжительность жизни граждан, ухудшается здоровье, повышается смертность, возрастает недоверие к государственным торговым магазинам и т.п.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here